"Один лишь ум
Может ввести ум в заблуждение
Об этом уме
Не забывай!"
(Старинная песня)

В начале моих занятий каратэ, то и дело ко мне приходили мысли о том, является ли какая-то техника правильной, или неправильной, реальна эта техника, или нет, эффективна она, или нет. Другими словами,  хорошая эта техника, или плохая. Иногда можно слышать утверждения о том, что какая-то техника вообще является единственно верной, а всё остальное – ерунда. Такие рассуждения не являются целью занятий боевыми искусствами, а, следовательно, неизвестно к чему могут привести.

Цель занятий – совершенствовать себя. Сэнсэй Хидетака Нишияма говорит: «Сегодня надо стать лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня!». Токуан Сохо в «вечерних беседах в храме Токайдзи» говорит о трёх ядах, которые являются источником всех порочных действий – это алчность, гнев и досужие жалобы. Эти три яда отравляют нашу жизнь. Подобно этому, Гичин Фунакоши говорит о том, что каратист должен изгнать из себя эгоизм и злобу. Третьим ядом считайте досужие рассуждения о боевых искусствах, отравляющим наши занятия. Говоря проще, это сплетни. А сплетни недостойны мужчины и война!

Некоторые техники и приемы на первый взгляд действительно кажутся довольно сложными. Иногда хочется их упростить для лёгкости восприятия и выполнения. Это не что иное, как наша лень. Занимаясь Будо, мы стремимся не приспособить технику к своему уровню развития, а наоборот, поднять свой уровень развития до уровня выполняемой техники, которую показывает нам Сэнсэй. Поднявшись чуть выше, мы открываем в этих же техниках новые грани и снова поднимаем себя до этой техники. Глубокое понимание техник и есть развитие, есть искусство. Наша неспособность понять какую-либо технику может породит в нас сомнения в способностях нашего Сэнсэя, хотя это только наша ограниченность. При чём здесь наш Сэнсэй?

Стоя перед раскидистым деревом, мы не видим из-за дерева Фудзияму. Но само дерево в этом не виновато. Не виновата в этом и Фудзияма. Всё дело в нашей точки зрения, нашей настоящей позиции. Гора Фудзи огромна, как одно дерево может заслонить целую гору? Вместо того чтобы ругать дерево, мы можем просто поменять точку зрения. Всё дело только в нас.

Ещё один пример: мы пришли в экзотический ресторан и нам подали на обед блюдо, которое мы никогда не пробовали. Если блюдо нам не понравилось, то мы можем ругать само блюдо, а также повара, который его приготовил, не учитывая тот факт, что для многих это блюдо является наилучшим деликатесом. И опять дело только в нас самих.

Токуан Сохо сказал:
«Во всём, что касается боевых искусств, мастер не называет ничего правильным или неправильным, а воспринимает всё таким, каково оно есть. Он не пытается судить о происходящем, хотя мог бы это сделать. Глядя в зеркало, мы замечаем, что форма происходящего отражается в зеркале, и мы можем её видеть. Поскольку зеркало отражает вещи без колебаний, оно не пытается отличить одни отражённые вещи от других» (Токуан Сохо, Хроники меча Тайа, 17 век).

Иными словами, зеркало, отражая действительность, не  рассуждает, какие отражённые вещи правильные, а какие неправильные. Всё такое, каково оно есть. Ясность ума позволяет не задумываться о правильном и ошибочном. Ясному уму и так всё ясно.  

Приступая к тренировкам, меньше рассуждайте, а больше работайте!

"Тренируйтесь с сердцем и душой, не теоретизируя.
Часто неумение сосредоточиться приводит к поиску истины в словах и рассуждениях…"
(Гичин Фунакоши)

Лысков К.И.